БЛУЖДАЯ по Библии. Глава 4 (Книга «Числа»)
В книге «Числа» много арифметики. Отсюда и соответствующее название, данное ей греками в Септуагинте. Но еврейское название – беммидбар (в пустыне) - ей, всё же, больше подходит. Как неотделимая часть Пятикнижия, книга «Числа» возвращает читателя к тому, на чём прервался рассказ в книге «Исход». Она продолжение Второй книги Моисея, которому в соответствии с еврейской и христианской традициями приписывается её авторство. Кому же ещё приписывать как ни ему, имевшему непосредственное общение с Богом? Однако благодушествовать скитальцам Бог не позволяет и в срочном порядке указывает Моисею произвести учёт боевых сил всего Израиля. Господь уже не говорит, что Ханаан – это его дар любимому народу, а указывает на то, что его нужно завоёвывать. Наибольшее число пришлось на колено Иуды – 75 тысяч. А наименьшее – на колено Манасии. На весь Израиль набралось, как написано, 630 тысяч человек способных воевать. Нельзя сказать, что этим числом определялась вся профессиональная армия государства. Но имелось в виду, что при начале военных действий именно такое количество евреев могло принять в них участие. Примечательно другое: от воинской обязанности освобождались левиты, непосредственные служители Бога. Наверное, по той причине, что служба Богу важнее службы военной. Нельзя допустить того, чтобы служителей Бога убивали, и тогда в конце концов Господь мог бы оказаться в полном одиночестве. Кто же тогда будет поднимать, носить и ставить скинию, стоять на страже ковчега откровения? Всё колено Левиино было отдано в распоряжение Аарона и его сыновей. Одному только семейству Аарона было поручено отправление священнических обязанностей. Другие – ни-ни-ни! Военный порядок требует особой строгости. Господь ожидает от своего союзного (партнёрского, договорного) народа готовности сражаться на поле брани. Господь – фактический главнокомандующий. Бог любит порядок. В жизни божьих избранников ничего не шло самотёком, никому не были даны права на своеволие. Потому каждый член израильского общества был исчислен, знал своё место. Вместе они рассматривались как единый организм, принадлежащий целиком и полностью принадлежащий Богу. Христиане в дальнейшем на этом основании будут говорить о едином теле Христовом. Заранее же в качестве наиболее приближённых к нему лиц Бог избрал левитов. Бог освобождает их от военной службы и ношения оружия. Кто после этого осмелится сказать, что не независимым Моисеем, а именно левитами (служителями культа Иеговы) и написано всё Пятикнижие? Сорок лет народ Израиля ходил по Синаю. Ходил зигзагами туда-сюда. К концу этого срока из покинувших Египет в живых остались буквально единицы. Не помогло и питание перепёлками и манной небесной. Обещанный Богом рай евреи не получили. В итоге все, за исключением двух лиц, полегли в песках пустыни. Почему так получилось? Большинство богословов как иудаизма, так и христианства объясняют гибель евреев необходимостью искоренения в их психике рабских привычек, усвоенных ими в Египте. И только их потомкам, детям и внукам, вкусившим дух свободы, дано подойти к Ханаану. Помимо того, что евреи не очень горели желанием воевать с сильным противником, Бог находит ещё одну важную для него причину наказывать свой народ долголетним странствованием по пустыне, закончившимся гибелью всех тех, кого он сам позвал в дорогу. С едой странников, как известно, проблема была решена – с небес им на головы сыпались перепёлки и манная крупа. Худо-бедно, но хватало. С водой дела обстояли гораздо хуже. Ни колодцев, ни виадуков в пути не встречалось. И евреи, естественным образом, стали обращаться к начальству в лице двух братцев – Моисея и Аарона: «Куда вы нас и для чего, ёлки-палки, завели?» Народ, как сказано в Библии, возроптал. А если выражаться по сегодняшнему, то взбунтовался. И это Богу сильно-пресильно не понравилось. С водой проблема как-то была решена в конце концов. Народ утихомирился. Но всепрощающий Бог допущенный евреями ропот зафиксировал и не преминул заявить, что по его причине они не войдут в обещанную им землю. Но поскольку точно такое же наказание народу уже было ранее назначено, то, надо думать, евреи не стали сверх меры сокрушаться, тем более что их водоснабжение наладилось. Откуда вдруг появилась в безводной пустыне вода, знать нам не дано. Но раз написано, то написано. Библия признаёт человека существом насквозь грешным, то есть порочным, хотя в этой самой святой книге и сказано, что абсолютно совершенный Бог создал человека по своему образу и подобию. Человеческое совершенство почему-то исчезло при первом его испытании. Змей довольно легко, играючи, совращает человека с совершенных путей. Но что произошло, то и произошло. «Все согрешили и все лишены славы Божьей», - как говорится от имени апостола Павла. Теперь грехи (пороки), что бы ни случилось, можно и нужно искупать жертвами. Это искупление происходит во имя Бога, но фактически служит оправданием существования многочисленной компании священников. За грехи следует расплачиваться, то есть жертвовать. Номинально жертвы предназначаются Богу, но по факту они попадают в руки жреческой касты. Жертв ею придумано множество. В основном они перечислены в книге «Левит». Но и в других книгах о них и их значении сказано слов предостаточно. Книга «Числа» узаконивает ещё несколько дней, в которые, помимо ранее упомянутых случаев, требуется в добровольно-принудительном порядке приносить жертвы, демонстрируя усердие и искренность веры. Бог многократно подчёркивает, что он дарует Израилю землю. Но так ли это в самом деле? Земля, о которой идёт речь, уже освоена и принадлежит кому-то. Её предстоит завоевать. Никаких новых земель Бог не предлагает евреям. Земля уже есть, но во владении других племён и народов. Такой порядок Бог устанавливает на вечные времена для всех последующих поколений и во всех их жилищах. Богом также вводится и смертная казнь за убийство в соответствии со следующей логикой: «кровь оскверняет землю, и земля не иначе очищается от пролитой на ней крови, как кровию пролившего его». Здесь же мы находим намёки и на амнистирование преступников. Смена власти, смерть первосвященника, очевидно, символизировала в этих случаях прощение или отпущение греха человекоубийства. Готовя Израиль к жизни в новой стране, Господь указывает, как и между кем должны устраиваться браки в его любимом народе. Абы как - нельзя. Браки должны заключаться внутри одной нации. Но возникла проблема. И её нужно было разрешить. Дело в том, что если женщина выходила замуж за представителя не родного ей колена, то с ней вместе другому колену передавалась часть земли, принадлежащей её родственникам. Никому своей земли терять не хотелось. И тогда Бог даёт разрешение на заключение браков внутри колена, даже среди ближайших родных. И вот тогда четыре дочери некоего Салпаада вступают «в замужество за сыновей дядей своих», то есть за своих двоюродных братьев. Владимир Рослов
Прошёл год с небольшим, как Израиль покинул Египет, и он худо-бедно продвигается по Синайскому полуострову. Всё самое страшное, казалось бы, осталось позади. Непобедимая и легендарная, в боях познавшая уйму побед, египетская армия с сотнями колесниц на вооружении, возглавляемая не кем-нибудь, а самим фараоном, вся вместе с ним утонула в Чермном (Красном) море. На пути в благодатный Ханаан нет никаких препятствий. Остаётся лишь шагать к мирной счастливой жизни, питаясь регулярно и чудесно ниспосылаемыми на головы израильтян по воле Господа перепёлками и льющейся, как дождь, манной небесной, походящей вкусом на медовые лепёшки.
Годными к войне признаются все мужчины, начиная с двадцатилетнего возраста. Дальше, как следует понимать, годность определяется не столько возрастом, сколько состоянием здоровья человека. Можешь поднять нож – воюй. Каждому колену Израиля предписывается иметь определённое число боеспособных мужчин в зависимости, скорее всего, от численности населения колена. Сами люди не могли бы это определить. Что ни год, если не чаще, состав населения, как по полу, так и по возрасту, меняется. Кто-то рождается, а кто-то и умирает и совсем не обязательно в согласовании одного с другим. Потому Бог заранее всё высчитал точно. Решающее слово остаётся за ним.
Надо думать, что подошли они уже вполне свободными людьми, укреплёнными в вере и готовности овладеть благодатной землёй. Остаётся лишь пожать плечами. Но если внимательно читать Библию, а не слушать обученных религией богословов, то в ней можно обнаружить совершенно иное объяснение сорокалетней длительности путешествия.
Евреи достаточно быстро подошли к Ханаану. Не за пять дней, но быстрее, чем за год. И тут Бог стал сомневаться в успехе задуманного. Ханаан населён племенами, не подчиняющимися Иегове, которые вовсе не намерены уступать обжитую землю кому бы то ни было. Столкновения было не избежать. Хватит ли сил у евреев для победы в предстоящей войне? Это один вопрос.
Второй заключается в том, а стоит ли эта земля того, чтобы за неё драться? Когда-то, во времена Авраама, Исаака и Иакова, евреи здесь жили, но вынуждены были оставить родные места, не обеспечивавшие их пропитанием. Прокормит ли на сей раз обетованная земля евреев? Бог сам никаких гарантий на это счёт не даёт. И он поручает Моисею сформировать команду разведчиков (шпионов), именуемых в русскоязычной Библии соглядатаями, в задачу которых входит получить как можно больше информации о земле, где народу потом предстоит устраивать свою жизнь. Надо узнать, «какова эта земля… и народ, живущий на ней, силён он или слаб, малочислен ли он или многочислен… каковы города, в которых он живёт, в шатрах ли он живёт или в укреплениях?»
Разведгруппа была сформирована на самом высоком уровне – из первых лиц каждого колена. Сколько времени длилась разведка – не отмечено. Но, по всему видать не один день. Действовали сообща. Сказано, что, придя в некую долину Есхол, они срезали там «виноградную ветвь с одной кистью ягод», которую смогли нести только подвое. Лучшей характеристики земле, где вырастает такой виноград, не придумать. Про такую землю и в самом деле можно сказать, что в «в ней… течёт молоко и мёд».
Жители Ханаана всем разведчикам показались людьми сильными, которые живут в укреплённых городах. А вот по возвращении в лагерь мнения шпионов-соглядатаев разошлись. Представитель колена Иуды некий Халев заверил своё начальство в лице Моисея в том, что Ханаан можно легко завоевать – если не за три дня, то за неделю – наверняка. А вот представители всех других колен своего коллегу по разведке не поддержали и говорили: «не можем мы идти против народа сего, ибо он сильнее нас». Говорили также, что и земля не стоит того, чтобы за неё биться, называли её землёй, «поедающих живущих на ней».
Израильский народ, как водится, поддержал большинство. И это Господу очень не понравилось. Бог был за войну. И он счёл страх и ропот за оскорбление в свой адрес и принял решение наказать народ смертью и этим самым сорокалетним странствованием: «В пустыне сей падут тела ваши, и все вы исчисленные, сколько вас числом, от двадцати лет и выше, которые роптали на Меня. Не войдёте в землю, на которой Я, подъемля руку мою, клялся поселить вас, кроме Халева, сына Иефониинина, и Иисуса, сына Навина.
Вот так! Даже Моисею не суждено будет увидеть Ханаан. Только двое, кто за войну, достойны войти в землю обетованную, да те, кому ещё не стукнуло 20 лет. Но и им предстоит кочевать по пустыне, неся наказание за отцов. Вот потом и говорите, что сын не отвечает за отца. Ещё как отвечает! Сорок лет странствования в пустыне отнюдь не способ воспитания у людей свободолюбия, а наказание им, вынесенное Богом за то, что они его обидели, отказавшись от военных действий. И не надо ничего выдумывать такого, что Ветхозаветный библейский бог стремился к обеспечению мира на созданной им планете. Он был богом одного народа и использовал свой народ в уничтожении других, чужих народов. И если кто-то в своём народе его не слушался, то уничтожал и их. Суть вещей, как говорят, открывается только в познании Сущего. Евреи, вышедшие из Египта и посмевшие отказаться от войны с жителями Ханаана, были Богом наказаны преждевременной смертью.
Бог бережёт власть предержащих и, если наказывает, то наказывает лишь самолично, а не по чьей-то воле. Боги к бунтовщикам симпатий не имеют, никаким восстаниям не покровительствуют. Установленный строй в государстве поддерживают за счёт всеобщего Божьего страха. Рыпнешься – не поздоровится. Тут они одинаковы и единодушны. Народ должен быть покорен правителям. Вся власть – от Бога. Богу надо воздавать богово, но и кесарю кесарево надо воздавать.
Выяснилось, что пройти в Ханаан можно гораздо быстрее, если идти всё время прямо. Однако на пути оказался Едом, племя, очень и очень близкое евреям по крови, основателем которого стал Исав, брат-близнец Иакова-Израиля. Родственнички почему-то заартачились и не разрешили странникам пройти по их земле. То ли Бога послушались, в которого они не особенно верили, а то ли давняя-предавняя обида напомнила о себе. Так что евреям волей-неволей пришлось и дальше кружить по полуострову. А в это время Бог решает наказать кое-кого из больших еврейских начальников. Моисей пока остаётся у руля власти, а вот его старший братец Аарон вынужден расстаться и со своими первосвященническими обязанностями, а вслед за ними и с жизнью. Власть переходит к сыну Аарона – некоему Елеазару. Делается это достаточно красочно в присутствии всего израильского народа. Моисей по Божьему велению «возводит» брата и племянника на высокую гору, с одного священнические одежды снимает, а на другого одевает. Вряд ли это соответствовало желаниям Аарона. И ему только и остаётся как умереть. Можно сказать при прямом участии в этой смерти самых близких родных – сына и брата.
При этом подчёркивается, что эти жертвы должны приноситься «сверх приносимых, по обету или по усердию, всесожжений ваших, и хлебных приношений ваших, возлияний ваших и мирных жертв ваших». И козлы в жертву приносятся дополнительно к тем пресловутым «козлам отпущения», о которых сказано в книге «Левит».
Справедливости ради, надо сказать, что современный иудаизм от всего этого давным-давно отказался. А вот в христианстве довольно часто говорится, что Иисус Христос взял на себя роль и значение всех когда-то приносимых Богу жертв, таким образом став всеобъемлющей жертвой за человеческие грехи. Задача христианина теперь заключается в том, чтобы признать жертву Христа и постоянно о ней помнить, периодически к ней присоединяясь (причащаясь), что в принципе от греха не освобождает, но ответственность за него снимает.
В католицизме на базе древнего обряда отпущения грехов с помощью заклания животных был придуман порядок индульгенций, позволявший уже с помощью денег избавиться от своей порочности или частично, а то и полностью. В Средние века этот порядок служил обогащению духовенства, но и сегодня он не искоренён, а лишь изменил свою форму. И церковники стараются не упустить любую возможность что называется заработать. Материальная поддержка церкви так или иначе поощряется её служителями в счёт обещания различных божьих благодатей. Приносимые жертвы создают у верующих людей уверенность в том, что с их помощью они могут достигнуть той или иной небесной милости или избежать суровых наказаний как на земле, так и в посмертном бытии.
Странствие пустыней к ней не окончено, Израиль весь ещё в пути. Страна, где предстоит народу жить, пока не завоёвана и не разведана, но Бог уже повелевает Моисею, как он должен распорядиться городами Ханаана. О живущих в них людях ничего не говорится. Не говорится даже о владычестве над ними. Ясно, что им тут больше не быть. Они – расходный материал. Их исчезновение предначертано свыше.
За что и про что спросить не у кого. На сей раз города не уничтожаются огнём, как Содом и Гоморра, а со всеми их богатствами передаются сынам Израилевым. Передаются не на равных условиях, а с предпочтением по отношению к определённым группам избранного народа. Ни много ни мало, но сорок восемь городов с примыкающими к ним пастбищами полностью отдаются левитам, служителям культа Иеговы. И не только они. Из остальных городов их владельцы должны будут часть своей территории предоставлять священнической братии. Политика – ясна. Но к ней добавляются кое-какие любопытные детали.
Шести завоёванным городам предстоит стать городами-убежищами для лиц, совершивших убийство. Случилось так, что ты убил кого-то, - так беги в них, и там тебя уже никто не имеет права привлечь к ответственности. Христианские толкователи Библии эти города ассоциируют с Иисусом Христом, к которому нужно срочно обращаться в любой опасности. Беги к Иисусу, спасай жизнь свою! Не медли! Медлить безумно! Всякая минута дорога!
В результате «удел их остался в колене отца их». В будущем это послужило основанием антисемитским элементам упрекать евреев в кровосмесительстве, что в ряде довольно частых случаев и подтверждалось. Если Бог постановил, то как можно противиться этому постановлению? Если нужно, то инцест перестаёт быть преступлением, препятствием в тех или иных жизненных обстоятельствах. Не зря видно русский философ Леонтьев отмечал: «Идеал высшего отречения, раз усвоенный и разумом, и сердцем, непременно отразится у одного больше, у другого – меньше на личных житейских вкусах, на государственных чувствах, на семейных правилах». Так или не совсем так, но нация должна идентифицироваться, сохраняя свои отличия по отношению к другим этносам и коленам согласно известной идентификационной формуле «мы – они».
Последние публикации на сопряженные темы
Пришествий на страницу: 41